|
|
|
|
|
Грузовые
Автомобили Статьи |
Jelcz |
|
Jelcz (Польша)
«Ельч»: Zaklady Samochodowe Jelcz S.A., ul. Inzynierska, 3, 55-221 Jelcz-Laskowice, Poland
С 1959 г. автомобильный завод из польского города Ельч выпускал 8-тонные грузовики Zubr. На их основе была создана обширная гамма тяжелых машин, в конструкции которых широко использовались многочисленные иностранные лицензии, в том числе на английский 6-цилиндровый дизельный двигатель Leyland О.680 и коробки передач ZF. В 70-е гг. ориентация польской экономики на преимущественное использование западного опыта предопределила заводу лицензионную сборку грузовиков фирмы Steyr, однако последовавшие за тем трудные времена заставили отказаться от них. В середине 90-х гг. Jelcz стоял на грани банкротства, и большинство было уверено в том, что завод больше не существует. Инвестиции частного капитала позволили не только вдохнуть в предприятие жизнь, но и заметно расширить его производственную программу. Сегодня гамма грузовиков Jelcz включает десятки моделей полной массой от 16 до 42 т с двигателями мощностью 240–430 л.с., а также гамму различных автобусов (18 базовых моделей!) и несколько типов пожарных машин.
В России совершенно незамеченным остался небольшой факт из истории развития экономических реформ польского образца, напрямую отразившийся на быстром возрождении и последующем росте автомобильной промышленности. Характерным примером стал автозавод Jelcz. Весной 1995 г. его выкупила частная торгово-промышленная фирма, принадлежавшая бывшему автогонщику Собеславу Засаде. Кстати, чуть ранее Засада приобрел крупнейший польский автобусный завод Autosan, а затем выкупил контрольный пакет акций главного польского изготовителя средних грузовиков Star, вдохнув жизнь во все свои предприятия. Что же касается завода Jelcz, то по инициативе Засады были использованы новые силовые агрегаты, закупленные у концерна IVECO. В 1999 г. собственными силами был полностью изменен стиль явно устаревших кабин, а на заводе в городе Мелец разработали более современные варианты рядного 6-цилиндрового 11-литрового дизеля SW680, базировавшегося на лицензии Leyland 40-летней давности.
В результате полной реорганизации производства и кооперационных связей на заводе Jelcz сегодня выпускается обширная гамма из двух десятков базовых машин грузоподъемностью 8,75–25,9 т с современными, комфортными и безопасными кабинами нескольких видов, с дизельными двигателями и трансмиссиями разных изготовителей, различными колесными формулами — от 4х2 до 8х6.
Как и раньше, цифровые индексы в их маркировке указывают на вид автомобиля: Р — шасси; S — бортовой; C — седельный тягач; W — самосвал. Первые две цифры представляют собой колесную формулу, последняя соответствует второму или третьему поколению машин. Дополнительные буквы K, D или DS указывают на короткую 2-местную, удлиненную 4-местную или 2-рядную кабину на 6 мест. Индекс AL означает, что кабина облицована алюминиевыми панелями.
Программу возглавляют шасси Р422К/D (4х2), Р442D/DS (4х4), Р622К/D (6х2) и Р642К/D (6х4), корни которых уходят еще в 60-е гг. Они по-прежнему оснащаются старым 6-цилиндровым 11-литровым мотором SW680 с турбонаддувом, мощность которого возросла до 260 л.с., и лицензионной 6-ступенчатой коробкой передач.
На седельных тягачах С422D, С622D и шасси Р622D используется вариант этого мотора SWT11, оснащенный новой системой наддува с промежуточным охлаждением, позволившей повысить мощность до 290–320 л.с. Кроме того, на них устанавливается новая 12-ступенчатая коробка передач Eaton.
В результате закупки у концерна IVECO более современных 6-цилиндровых дизелей «8360» и «8460» рабочим объемом 7,6 и 9,5 л с турбонаддувом, развивающих мощность от 240 до 375 л.с. и удовлетворяющих нормам Euro-2, были созданы новые модели второго и третьего поколений — 422К.24, 423D.34, 642D.34, 642К.38 и 662D.34. Важным достижением стало создание в 2000 г. 345-сильных магистральных седельных тягачей С423D.34 и C642D.34, оснащенных кабинами с двумя спальными местами, 16-ступенчатыми коробками передач ZF, системами АБС и ASR. Тягачи предназначены для работы в составе автопоездов полной массой до 60 т. Еще один седельный тягач С423МВ третьего поколения оснащен 11-литровым двигателем Mercedes-Benz OM441 V6 в 345 л.с.
На втором этапе у концерна IVECO были приобретены наиболее совершенные 6-цилиндровые двигатели серии Cursor. На 2-осных шасси Р422/442 (4х2/4х4) используется 7,8-литровый мотор Cursor-8 мощностью 352 л.с. Важным событием в развитии завода следует признать использование одного из наиболее совершенных дизелей — 430-сильного 10,3-литрового Cursor-10. Это позволило ввести в программу особо мощные и тяжелые 3- и 4-осные самосвалы, армейские автомобили и шасси двойного назначения Р662D.43 (6х6), P842K (8х4) и P862D.43 (8х6) грузоподъемностью от 12 до 26 т и полной массой 23–42 т, оборудованные новыми удлиненными кабинами функциональной угловатой формы, напоминающими продукцию итальянской фирмы Astra.
|
|