|
|
|
|
|
Грузовые
Автомобили Статьи |
Scania |
|
Scania (Швеция)
«Скания»: Scania AB, SE-15187 Sodertalje, Sweden
Несмотря на все перипетии, связанные с неудавшейся попыткой концерна AB Volvo установить контроль над компанией Scania, это практически не повлияло на экономические успехи последней. В частности, по итогам 2000 г. фирмой Scania было реализовано 55,56 тыс. тяжелых грузовиков и автобусов, что на 12% выше результатов предыдущего года. Мало того — успешная работа Scania на западноевропейском рынке тяжелых грузовиков привела к тому, что здесь она сумела завоевать 2-е место по объемам продаж с долей рынка в 15,6% (25 лет назад она владела всего 8,8%).
При этом доля Volvo на этом же рынке составляет лишь 14,9% — а это 4-е место в Западной Европе (первое и третье места в 2000 г. здесь были заняты марками Mercedes-Benz и MAN с долями рынка 19,7 и 15,4% соответственно). Кроме этого, стало известно, что после одобрения руководством ЕС вхождения французской компании RVI в состав AB Volvo последний обязался в течение трех лет отказаться от своей доли в уставном капитале Scania — в результате все возвратилось на «свои круги» и шведская автомобильная промышленность вновь обрела две мощные независимые компании по выпуску грузовиков.
На фоне общемирового снижения объемов продаж тяжелых грузовиков в 2001 г. производственная программа Scania не претерпела существенных изменений. Главным событием 2001 г. стало появление нового 2-го поколения так называемых турбокомпаундных двигателей, где используется часть энергии отработавших газов, выбрасываемых в атмосферу. Как известно, первый в мире транспортный турбокомпаундный двигатель появился на моделях Scania еще в середине 90-х годов. Новый и более эффективный двигатель типа DT12 создан на базе обычного 11,7-литрового мотора DC12 мощностью 420 л.с. Как и ранее, энергия отработавших газов, кроме турбокомпрессора, приводит еще одно турбинное колесо, связанное посредством гидромуфты и зубчатой передачи с коленчатым валом двигателя. Передаточное число трехступенчатой передачи — 1:25, так как частота вращения турбины достигает 50 тыс. об/мин. В результате мощность двигателя возросла примерно на 50 л.с., а максимальный крутящий момент — на 200 Н•м. Степень использования энергии отработавших газов в 2,5 раза выше, чем на прежнем 11-литровом дизеле (там прирост мощности составлял всего 20 л.с.). В результате общий к.п.д. двигателя как тепловой машины по преобразованию энергии топлива в механическую повысился с 44 до уникальных 47%. Литровая мощность нового 470-сильного двигателя достигла 40 л.с. с одного литра рабочего объема, а его собственная масса осталась на 200 кг меньше, чем у 15,8-литрового мотора DC16 в 480 л.с. Осенью 2001 г. появился еще один вариант турбокомпаундного мотора DT12 чуть меньшей мощности в 440 л.с.
Как и ранее, программа грузовиков Scania на 2002 г. включает 15 вариантов различных шасси с колесными формулами от 4х2 до весьма сложных исполнений типа 8х6 и 8х8 полной массой от 17,6 (4х2) до 48,0 т (8х4). Предусмотрены 11 вариантов кабин и столько же двигателей (от 230 до 580 л.с.), а также несколько семейств коробок передач, ведущих мостов и тележек, поддерживающих и управляемых осей различной несущей способности от 6,7 до 30,0 т.
Типоразмерный ряд шасси Scania достиг 15 вариантов — от обычной колесной формулы 4х2 до весьма сложного исполнения 8х8, применяемого на армейских грузовиках, специальных самосвалах и другой тяжелой технике, работающей на грунтовых дорогах и бездорожью.
Для ориентации потребителей в своей весьма широкой гамме очень похожих друг на друга машин, все модели Scania разделены на 4 группы по их основному эксплуатационному назначению. Причем используются кабины только трех типов CP, CR и CT в 11 исполнениях, а соответствующие буквы P, R и T являются первыми в обозначениях грузовиков. При этом P — обычная кабина, R — более просторная и комфортная, а T означает компоновку «кабина за двигателем», т.е. с капотом. Затем в обозначении моделей идут числа 94, 114, 124, 144 и 164, указывающие на рабочий объем дизелей в л и 4-е поколение грузовиков (с 1995 г). И, наконец, следующая после чисел буква указывает на назначение грузовика. Таких букв четыре: D, L, G и C.
|
|